Яков Сироткин (yakov_sirotkin) wrote,
Яков Сироткин
yakov_sirotkin

Навальный против телевизора

Часто люди обсуждают весьма идеализированные модели выборов. Например, что каждый избиратель прочитает программы кандидатов и выберет ту программу, которая соответствует его представлениям об управлении страной. Это, конечно, полная чушь. Аргументы избирателей в пользу того или иного кандидата могут быть абсолютно нелогичными и основанными на очевидно неверных предположениях. Конечно, можно сказать, что если кандидат сможет привлечь на свою сторону думающих людей в ходе содержательной дискуссии, то они своим авторитетом убедят всех остальных, но это тоже наивно. Гораздо естественней, если активные сторонники будут поддерживать кампанию финансово, а на вырученные деньги будет закупаться реклама кандидата. Реклама является наиболее эффективным средством воздействия на большую аудиторию.

Так получилось, что в начале новейшей российской истории доминирующим рекламным каналом стало телевидение. При любой возможности россиянин покупал ещё один телевизор, благодаря тотальному доминированию на телевидении Ельцин выиграл выборы у Зюганова в 1996 году. Наша традиционная оппозиция всегда упрекала власти, что им не дают времени на телевидении и этим оправдывала все свои неудачи. До Навального никто даже не собирал пожертвования на предвыборную кампанию — кроме телевизора, никакие методы агитации не работали.

Сейчас ситуация изменилась, многие не смотрят телевизор совсем, а если смотрят — то совсем не политические программы. Не удивительно, что явка на выборах всё время падает. Падение телевизионной аудитории, очевидно, вызвано распространением Интернета. Причина — новые механизмы распространения контента, если в Интернете выложить какую-нибудь ерунду, то её просто никто не увидит. Но если ролик хороший, то ссылки на него будут распространятся молниеносно и активное обсуждение будет поддерживать его популярность. Фильм про Димона уже набрал 25 миллионов просмотров только на YouTube, это заведомо больше аудитории любой передачи на нашем телевидении. И если власть купила за бюджетные деньги телевизионную аудиторию на корню, то у Навального стоимость просмотра получается просто копеечной.

Да, телевизор — всё ещё серьёзная сила, но кроме него у действующей власти есть только всякая уголовщина, больше никаких эффективных инструментов нет. Сейчас мы наблюдаем, как власть стремится заинтересовать народ выборами и добавляет разнообразия в телевизионную картинку: запустили Собчак, выпустили Явлинского. Но в выступлениях по телевизору нет никакой ответственности за свои слова, поэтому политики могут говорить всё, что угодно. Зюганов и Жириновский всегда несли с экрана всякую чушь. Прохоров рисовал нам образ светлого будущего с ё-мобилями, а потом сконцентрировался на американском баскетболе. Собчак может позволить себе сколь угодно смело высказываться про Крым, но она просто эпатирует публику, её слова ничего не значат.

На президентских выборах 2018 года есть только 2 кандидата: Путин с телевизором и административным ресурсом и Навальный, с антикоррупционными расследованиями, роликами на YouTube, народным финансированием, волонтёрами и уличными акциями. Все остальные — просто недоразумение.
Tags: выборы2018
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments