Яков Сироткин ([info]yakov_sirotkin) wrote,

Внутренняя мотивация и невидимая рука рынка

Внутренняя мотивация — это когда человек качественно делает свою работу, несмотря на низкую зарплату, тесный офис и другие проблемы. Если человеку глубоко наплевать, какие результаты он даёт на выходе, то, как его не мотивируй, всё равно не замотивируешь. Казалось бы, хорошая новость для бизнеса: добросовестная работа бывает и без высокой зарплаты! Эта радость преждевременна: если человек умеет выполнять поставленные задачи, то многие компании захотят взять его к себе на работу, поэтому зарплата у него всегда будет конкурентоспособной.

Однако, люди с высокой самомотивацией бывают довольно конфликтны: в ситуации, когда большинство их коллег спокойно бы плевала в потолок и исполняло бы редкие приказания начальства, они начинают возмущаться, хотят начать работать, критикуют руководство и вообще, плохо себя ведут. И их можно понять: в крайнем случае они легко найдут новую работу. Иногда конфликты принимают острый личный характер. Например, Вася внезапно столкнулся с программой Пети из совсем другого департамента, которую тот разрабатывал весь последний год. Вася два раза ткнул мышкой, приложение упало с малопонятной записью в консоли. В ответ на сообщение об ошибке Петя сказал, что займётся этой проблемой не раньше, чем через месяц.

Вася испытывает культурный шок, ходит кругами по комнате, размахивает руками и матерится. На самом деле он не прав и просто плохо понимает принципы рыночной экономики. Дело в том, что Вася первый, кто самостоятельно запустил Петину программу. До этого времени Петин начальник раз в месяц форвардил Пете письмо своего начальника, в котором радикально менялась концепция проекта и Петя должен был срочно всё переделать и подготовить ещё 50 скриншотов с отчётами для презентации начальнику начальника начальника. Вася никогда бы не пошёл на такую работу, а Петя вполне доволен своим местом. Более того, когда Петю брали на работу, то очень хотели взять человека с учёной степенью, поэтому предложение сделали только 10 кандидатам из 100, а согласился один Петя.

Итак, наёмный работник очень часто вполне соответствует спросу компании на сотрудника с определёнными характеристиками. При этом способность хорошо делать своё дело обычно неявно подразумевается, но не проверяется и мало совместима с явно предъявленными условиями. Разумеется, в такой ситуации люди с сильной внутренней мотивацией совершенно не востребованы. И, прежде чем ругать кого-то, необходимо проверить, в каких условиях он работает.
Tags: hr

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments

[info]vit_r

February 17 2009, 04:44:02 UTC 3 years ago

Однако, люди с высокой самомотивацией бывают довольно конфликтны: в ситуации, когда большинство их коллег спокойно бы плевала в потолок и исполняло бы редкие приказания начальства, они начинают возмущаться, хотят начать работать, критикуют руководство и вообще, плохо себя ведут. И их можно понять: в крайнем случае они легко найдут новую работу.

Последнее очень сомнительно

[info]zegna

February 17 2009, 04:45:31 UTC 3 years ago

Последнее, как раз, несомненно.
Сугубо из личного опыта.

[info]vit_r

3 years ago

[info]vit_r

3 years ago

[info]raydac

3 years ago

[info]vit_r

3 years ago

[info]raydac

3 years ago

[info]vit_r

3 years ago

[info]raydac

3 years ago

[info]vit_r

3 years ago

[info]metaclass

3 years ago

[info]vit_r

3 years ago

[info]zegna

February 17 2009, 04:44:20 UTC 3 years ago

Внутренняя мотивация — это когда человек качественно делает свою работу, несмотря на низкую зарплату, тесный офис и другие проблемы

Это не совсем так. Внутренняя мотивация это когда человек качественно делает свою работу независимо от того есть ли у него высокая зарплата, просторный офис и отсутствие других проблем.
Разница, на первый взгляд, не очевидна. Но она есть. И состоит она в том, что хотя такому человеку для выполнения работы все эти радости не принципиальны это не означает что они вообще не нужны.

А в остальном - все так. Буквально позавчера закончил читать вторую книжку Сполски ("И снова о программировании") он там, в том числе, и про внутреннюю/внешнюю мотивации пишет очень разумно.

[info]ivan_gandhi

February 17 2009, 05:35:08 UTC 3 years ago

Проблем, конечно, много. Но я их совершенно не понимаю. Неужели нельзя подинамичней? Работать с человеком пока работается, и переставать, когда не работается? А то все всех терпят, а потом бац - кризис. Работать некому.

[info]provokatorz

February 17 2009, 07:38:32 UTC 3 years ago

Обычно "Бац кризис - рабочих девать некуда"

[info]arenzo

February 17 2009, 05:41:29 UTC 3 years ago

Проблема людей с высокой внутренней мотивацией иногда состоит в том, что они хотят видеть окружающих такими же, и на самом деле, вызываемые этмм "видением" конфликты, особенно если человек работает в команде, не так безобидны, как кажется на первый взгляд...
Потому что Вася чаще всего на просто "испытывает культурный шок, ходит кругами по комнате, размахивает руками и матерится." он привлекает общественное внимание к этому, и своем поведением демотивирует окружающих...Потому что от ошибок не застрахован никто, и все вольно или невольно вовлеченные в конфликт начинают "примерять ситуцию " на себя, и не обязательно в числе этих людей люди большую часть времени "плюющие в потолок"...

[info]rjikzy

February 17 2009, 17:54:55 UTC 3 years ago

Это как раз зависит от количесва "Вась" и "Петь" в команде. Если Васе приходится пинать каждго Петю (мотивировать), то может показатся и так. Ну а если будет работать несколько "Вась", то между ними ещё и конкуренция будет (безконфликтная) за качество и производительность, от чего проект и команда только выиграет.
Сам "Вася", и прекрасно понимаю, о чём речь =)

[info]cd_riper

February 17 2009, 05:46:38 UTC 3 years ago

Чем больше конфликтов возникает у человека с внутренней мотивацией -- тем хуже дела идут в компании.
Ибо если компания не может направить в конструктивное русло работу людей, которые хотят и могут сделать эту работу, за которыми не надо постоянно следить и давать подзатыльники за безделье...

[info]die_hexe

February 17 2009, 07:02:43 UTC 3 years ago

Если человек при этом достаточно разумный, то конфликтов больше внутренних.
Компания может и не страдает.

[info]denis_iv

February 17 2009, 05:53:21 UTC 3 years ago

> Однако, люди с высокой самомотивацией бывают довольно конфликтны: в ситуации, когда большинство их коллег спокойно бы плевала в потолок и исполняло бы редкие приказания начальства, они начинают возмущаться, хотят начать работать, критикуют руководство и вообще, плохо себя ведут

черт. где-то я спалился... ))))

[info]ice_b

February 17 2009, 06:21:45 UTC 3 years ago

Почему самомотивируемый профессионал работает на кого-то, а не на себя? И довольствуется "конкурентноспособной" зарплатой?

[info]die_hexe

February 17 2009, 07:00:48 UTC 3 years ago

Потому что иногда самомотивируемому профессионалу интереснее масштабные задачи в своей профессиональной деятельности, чем работа на себя.

[info]metaclass

3 years ago

[info]raydac

3 years ago

[info]ice_b

3 years ago

[info]metaclass

3 years ago

[info]ice_b

3 years ago

[info]metaclass

3 years ago

[info]denis_iv

February 17 2009, 07:49:47 UTC 3 years ago

в любом конфликте либо виноваты обе стороны, либо не виноват никто. банальная, но от этого не теряющая точности, формулировка - "не сошлись характерами" (в данном случае компания и работник). глупо забивать молотком шурупы и закручивать отверткой гвозди. разные специалисты - это как раз гвозди и шурупы. если фирма производит изделие, требующее по тех.процессу гвозди, то шурупы ей никак не подойдут. и наоборот.

[info]denniskharlamov

February 17 2009, 08:00:06 UTC 3 years ago

Яш, не соглашусь. Востребованы люди с сильной мотивацией, готовые двигать компанию вперед. Но при этом еще должен быть опыт и мозги, чтобы такие ситуации не возникали. Плюс определенные черты характера (неконфликтность, желание разобраться и помочь)

[info]raydac

February 17 2009, 08:13:33 UTC 3 years ago

у таких людей востребованность в деньгах :) это приводит к конфликтам уже на собеседовании :)

[info]raydac

3 years ago

[info]raydac

3 years ago

[info]raydac

3 years ago

[info]vit_r

3 years ago

[info]denis_iv

3 years ago

[info]petr_panteleyev

February 17 2009, 08:10:46 UTC 3 years ago

На кодерскую позицию очень хотели взять человека с ученой степенью? Не компания, а просто сборище неадекватов какое-то.

[info]raydac

February 17 2009, 08:17:28 UTC 3 years ago

"Дорогой Вася, мы понимаем твои проблемы с Петей. Мы очень ценим твои навыки и опыт, твою самомотивацию и щепетильность, но понимаешь, нам очень хочется что бы у нас был человек с ученой степенью и поэтому, уважаемый Вася, напиши пожалуйста по собственному желанию. С уважением, менеджмент компании"

[info]raydac

3 years ago

[info]beldmit

February 17 2009, 08:16:38 UTC 3 years ago

На мой взгляд, если Вася ведет себя, запустив Петину программу, не вышедшую из стадии Alpha, описанным образом, то он просто дурак, вне зависимости от его профессиональных качеств.

Я тут пару дней назад кидал ссылку о перфекционизме. Очень рекомендую.

[info]yakov_sirotkin

February 17 2009, 09:32:58 UTC 3 years ago

Я постарался описать в посте ситуацию, когда программа не выйдет никуда при существующем подходе к разработке.

[info]fxtheatre

February 17 2009, 08:22:21 UTC 3 years ago

Каждый раз, когда читаю Яшины посты подобной тематики, возникает желание походить кругами по комнате, поразмахивать руками и поматериться. Даже приходит мысль сдуть пыль с резюме и выставить себя на трансфер. Но вдруг скрипт говорит "Everything is Ok"
Значит хватит эмоций - пора за работу! :)

[info]mgalimov

February 17 2009, 11:14:38 UTC 3 years ago

Тут fritzmorgen хорошо структурировал мотивации (http://fritzmorgen.livejournal.com/183182.html). В частности, я знаю довольно много людей с ярко выраженной идейной мотивацией (http://fritzmorgen.livejournal.com/182804.html) -- четко подходят под описание человека "с высокой внутренней самомотивацией".

Скажу так: работать с такими людьми на результат бывает очень сложно. Куча времени тратится на убеждения, филигранное приведение внутренних взглядов человека в гармонию с поставленными целями и задачами. "Идейным" очень сложно соглашаться на компромиссы, а они в промышленной разработке неизбежны.

[info]yakov_sirotkin

February 17 2009, 11:45:34 UTC 3 years ago

Я не согласен попыткам придать внутренней мотивации оттенок продалбывания сроков. По-моему, если человек хорошо делает свою работу, то это подразумевает, что сроки он тоже умеет соблюдать.

Работать на результат, особенно хороший, всегда тяжело.

[info]mgalimov

3 years ago

[info]display_none

February 17 2009, 15:57:58 UTC 3 years ago

вот интересно:

1) каков процент идеалистов (которые вомзмущаются кривостям процесса и мечтают выпускать "хороший софт"), и каков -- вкалывателей (которые могут годами выполнять скучную, неудобную, плохо сформулированную задачу, и совсем не огорчатся тому, что на выходе получается гадость)

2) каков процент работодателей, которым нужны первые, и каков тех, кому нужны вторые. Есть ведь целые конторы, постоянно в состоянии "у нас аврал, и потому нужно сделать максимально быстро (и плохо)"

[info]cheatex

February 17 2009, 18:59:55 UTC 3 years ago

Чисто эмпирически:
(1) 20/80
(2) 5/95

[info]tsvman

February 25 2009, 21:12:57 UTC 3 years ago

Конечно пример не очень удачный. Но проблема которая была затронута, в частности - актуальна.
Но внутреняя мотивация - не есть зло, данный потенциал руководством может быть направлен в нужное русло, а во-вторых, может дать ему возможность остановиться и подумать? Не многие сами могут это сделать - а это значит помочь.

[info]lehemees

March 13 2009, 12:12:43 UTC 3 years ago

Рынок

Рынок потому и рынок,что выбрасывае тех кто не кнюктурен. Никакая мотивция не помогает. Человку кажется что он активен. На самом деле -он всего лишь игрушка рынка.Это советская позиция-перехитрить жизнь. Она всех погубит.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…