Как появились фонарики 14 февраля

Подозреваю, что Леонид Волков лукавит, когда говорит, что ФБК думает, что делать дальше. Возможно, социологическая служба проводит в это время опрос, по результатом которого выбирают один из заранее продуманных вариантов от «уезжаем из России» до «захватываем почту и телеграф».

Про дворец Путина было известно очень давно, но ФБК много лет держал этот сюжет в запасе, выжидая удобного момента. Как было раскрыто покушение на Навального — этого очень круто, но как сам Навальный позвонил своему убийце и како н с ним разговаривал — это вообще космос. Понятно, что выпуск фильма был приурочен к аресту Навального после возвращения в Россию, но наверняка были запланированы и дальнейшие действия.

Уверен, что в ФБК осознано придумывали хештеги и заметили, что день святого Валентина приходится на воскресенье. После библейского уровня сюжета с возвращением и арестом Навального #любовьпобеждаетстрах кажется вполне уместным. То есть когда Навальный изображал сердечко в суде, то, возможно, он уже видел более общую картину.

То, как в Петербурге зажгли фонарики на шествии — это может быть и заранее проведённое тестирование формата, и идея для 14 февраля, и просто случайное совпадение — кто только сейчас не светит телефонами.

Возможно, я ошибаюсь и Леонид Волков действительно генерирует идеи такого уровня на потоке и если бы не было 14 февраля, то нашёл бы другой повод не хуже. Не знаю, какой вариант опасней для Путина. А может быть это Навальный всех вдохновляет: показывает в суде сердечко и после этого начинается мозговой штурм.

А вот чего я не понимаю, так это зачем против Волкова возбуждают ещё одно уголовное дело — они не могут предвидеть, что он эти материалы просто опубликует и выставит их на посмешище? У меня есть одна гипотеза, но она обидная.

Что мы знаем о полиции?

Силовики — обычные люди, у них есть жёны, дети, родители. Однако, мы наблюдаем нарастающий конфликт между ними и обществом. Было бы неплохо больше узнать о наших правоохранительных органах, чтобы действовать осознано, а не пытаться потушить пожар керосином. Есть большая разница между ДПС, ОМОН, участковыми и Росгвардией. Также много зависит от места службы, в Москве, Гатчине, Сургуте или Чечне будут свои особенности. Я позволю себе высказать несколько тезисов для начала обсуждения, не претендуя на точность и полноту картины.

В полиции тяжёлая работа и злобное начальство. Вряд ли права сотрудников соблюдаются. Зато можно выйти на пенсию в 40 с небольшим, что заставляет подчиняться начальству. Полицейские платят подоходный налог 13 процентов и считают, что это у них просто такая работа. Многие проходили службу в Чечне и вряд ли кто-то всерьёз работал с их травмами.

Недавно я общался с задержанными из отделения рядом со своим домом и с удивлением обнаружил, что у них сложились чуть ли не дружеские отношения с некоторыми сотрудниками. Думаю, есть отличия между политическими и обычными посетителями отделения полиции.

31 января: отчёт

Я планировал пойти на Невский от Чернышевской, но с утра много тупил и к моменту выхода из дома уже не только Чернышевскую закрыли, но и начало шествия перенесли к ТЮЗу. Поехал до Владимирской, спокойно пошёл по улице Достоевского и со стороны Марата вышел к ТЮЗу примерно в половину первого. Народ был, но уже не очень много. Прошёл туда-обратно по площади и тут уже запахло массовыми задержаниями. На площади стояло несколько больших автобусов и намерение полиции набить их людьми было достаточно прозрачно.

Тут до меня дошли указания идти в сторону Московского проспекта, что я и сделал и сразу влился в большую колонну. По Московскому проспекту мы пошли в сторону Сенной, но Обуховской мост через Фонтанку оказался перекрыт. Мы повернули в сторону Измайловского моста, при этом некоторые смельчаки перешли Фонтанку по льду. Наглядная иллюстрация того, что наиболее серьёзные риски исходят от собственной лихости, а не от внешних сил.

Измайловский мост тоже оказался перекрыт и я направился к дому. И на Измайловском проспекте встретил ещё одну колонну, идущую к перекрытому мосту.

Основные события опять прошли без меня, но должен отметить символизм ситуации, когда протестующие приходят к зданию городского парламента, а их оттуда дубинками.

Особенности мирных протестов

Сейчас идёт массированная пропаганда, что Навальный тащит детей на митинги, а потом им всю жизнь поломают. Это значит, что всех пойманных школьников власть будет показательно наказывать. В такой ситуации всем несовершеннолетним лучше воздержаться от посещения протестных акций.

Власть никогда не стеснялась использовать провокаторов, наверняка вы увидите каких-то мутных типов, которые будут стоять с плакатами за Путина или против Навального. Просто не трогайте их.

Смысл политической борьбы Навального — это мирная смена власти. Иначе у него просто не было бы никаких сторонников в нашей стране. Идея закидать полицейских снежками представляется мне довольно опасной — далеко не факт, что они воспримут это адекватно. И уж точно не стоит бить стёкла машин — по телевизору это покажут в довольно неприглядном свете. Чувак, который напал на сотрудника ДПС — вообще не прав.

Когда народу много, то полицейские вряд ли начнут массовые задержания. Но когда остаются наиболее активные, то их уже могут начать винтить. И тут ОМОНу всё равно — кто митингующий, кто мимо проходил, кто вообще за Путина: будут хватать кого попало. Вечером после митинга лучше воздержаться от прогулок в центре города. По крайней мере следите за оппозиционными каналами, чтобы не выйти из метро прямо под дубинки.

Посоветуйте автомобиль

Первый автомобиль я купил больше 10 лет назад и до сих пор на нём езжу, но пришло время покупать в семью вторую машину. На новой машине я собираюсь ездить никак не меньше, но не хочу детально разбираться во всех тонкостях современного автомобилестроения и тем более обходить все салоны, поэтому прошу совета читателей. Ещё один Renault покупать не готов, потому что мне очень не нравится общение с сервисом. Особого пристрастия к маркам у меня нет, с радостью бы взял что-нибудь 2019 года выпуска в хорошей комплектации с большой скидкой. Рассматриваю только новые автомобили.

Итак, мне нужен автомат, камера заднего вида, неполный привод, бензин и светодиодная оптика. Желательно до 150 лошадей. Ещё у нашего Symbol багажник на 500 литров и мы его легко забиваем, соответственно у новой машины нужно не меньше пространства. Мои автомобильные фантазии заканчиваются на GLA/GLB, но они стоят столько, что так напрягаться я не готов. Менее мечтательно, но более практично я смотрю на примерно следующие модели: Octavia, Karoq, Suberb (Kodiaq скорее великоват, а Rapid слишком прост), Passat, Tiguan, Camry, Rav4 (сколько у них ремонт стоит?), X-Trail (спецификация хорошая, но я помню жёсткие отзывы на него) и наверняка я упустил много моделей с похожими характеристиками. Так много разных вариантов, что даже в рамках одного производителя не разобраться, какие модели ещё не сняты с производства, не говоря уже о том, бывают ли они в продаже в нужных комплектациях. Как самый бюджетный вариант я думал о Creata в рамка госпрограммы, но это, кажется, слишком.

Отдельно меня беспокоит взаимодействие с телефоном и встроенный софт. Когда-то я мечтал о машине с Яндекс.Авто, но кажется, что за эти годы он превратился в какую-то шляпу с разрешением 1024×600. Ещё меня смущают TFT-экраны в описаниях совсем не самых дешёвых моделей. Не знаю, какие сейчас могут быть варианты, но кажется, что одного прикуривателя в машине уже недостаточно.

Что посоветуете?

Беларусь-2

Мысль идти на Сенатскую площадь от Адмиралтейской даже не приходила мне в голову, потому что было понятно, что её закроют. Между Сенной и Василеостровской я выбрал Василеостровскую, как более экзотический маршрут. Однако оказалось, что и Благовещенский, и Дворцовый мост закрыты для пешеходов в сторону Сенатской. Я не воспользовался такси, каршерингом или автобусом, а просто стал гулять туда-сюда по Университетской набережной. Если бы не лазейка с транспортом, на нашем берегу собралась бы изрядная толпа.

К 3 часам у меня сложилось впечатление, что ничего экстраординарного не происходит и я собрался уже идти домой, но вдруг увидел, что пустили людей на Дворцовый мост. Я решил пойти по заранее запланированному маршруту в сторону Гостиного двора, ожидая, что основная масса людей уже ушла и никаких препятствий не будет. Однако, сразу же за мостом начались сплошные кордоны из бойцов в полном обмундировании и особых вариантов куда идти не было. При этом я и толпу на Гороховой увидел, и кричалки послушал — вполне хватило бы оппозиционный митинг прошлых лет. Понятно, что это были просто остатки от основной массы людей. До Гостиного двора я дошёл только около 4 часов, потому что иногда перекрытия возникали внезапно — идёшь уже по Невскому, вдруг цепочка бойцов заходит на тротуар и перекрывает дорогу — разворачиваешься обратно. В это время появились сообщения о сборе на Марсовом поле, но это уже не входило в мои планы и я поехал домой.

Что можно сказать? Нормальные городские власти организовали бы митинг на Дворцовой и всё бы прошло мирно, без перекрытий и без орд ОМОНа. К сожалению, в Петербурге вопрос о согласовании акций оппозиции просто не стоит. Никакие законы не действуют: кого угодно могут схватить и отвезти куда угодно. Втягивание детей в политику — это не только классные руководители, которые запугивают школьников несогласованными акциями, это ещё и много очень молодых бойцов в оцеплении.

Очевидно, что недовольство властью и Путиным лично крайне высоко, но власти упорно делают вид, что всё в порядке. Мы повторяем белорусский сценарий с пугающим повторением в мелочах, начиная с посадки популярного блогера. Мы уже готовы устраивать митинги сразу на всех площадях — недовольных хватит. Понятно, что есть люди, которых всё устраивает и они готовы поддерживать действующую власть несмотря ни на что, но и Путин, и Лукашенко уже превратились в ходячие карикатуры на самих себя.

Я не знаю, чем всё это кончится, но если власть не поменяется, то никакого процветания у нашей страны не будет.

Если завтра митинг

1. Всех организаторов уже задержали
2. Если хотите, чтобы вас свинтили сразу — возьмите с собой мегафон
3. Будет море силовиков и автозаки
4. Площадь скорее всего перекроют
5. Я предпочитаю идти от сравнительно удалённых станций метро
6. Не стоит рассчитывать, что вы сможете уехать с ближайшей станции метро
7. Даже близко не проезжайте на машине — перекроют набережную и будете стоять много часов
8. Не вижу смысла кричать: свои и так всё понимают, а у полицейских скоро пенсия
9. Ходите по тротуарам и переходите улицу на зелёный сигнал светофора
10. Если вы просто проходили мимо — это не поможет вам избежать задержания и штрафа
11. Если вы не хотите, чтобы ваши дети ходили на митинги — ходите сами, ничего эффективнее ещё не придумали

Государство-изгой

Интересную картину наблюдаем мы на собственной шкуре: с одной стороны у нас прекрасная страна, в которой много замечательных людей, а с другой — вся власть принадлежит спятившему деду и его дружкам, которых охраняет армия разнообразных силовиков.

Можно спорить, насколько Путин безумен прямо сейчас, но нет сомнений, что Лукашенко уже спятил. Так как истории болезни у них очень похожи, то вряд ли Путин избежит аналогичной участи.

Для Путина и Лукашенко уже можно говорить не о рейтинге доверия, а о том, сколько миллионов граждан их ненавидят. К сожалению, опыт Беларуси показывает, что это могут быть очень большие числа.

Разумеется, при таких вводных не бывает никаких чемпионатов мира по хоккею, а Россия сегодня видимо отменит у себя конгресс математиков через приговор Азату Мифтахову.

Не думаю, что произойдёт что-то принципиально новое, чтобы построить очередной СССР или Северную Корею нужно вывозить интеллигенцию пароходами.

В случае с Россией велика вероятность дальнейшего распада страны — Чечня, Калининград, Хабаровск...

Хорошая новость в том, что сейчас мы прекрасно понимаем, что происходит.

Как появилась JetBrains

Я так давно работаю программистом, что в начале моей карьеры JetBrains ещё не существовало и вся история этой компании прошла на моих глазах. Я никогда в JetBrains не работал, но всё-таки позволю себе рассказать историю создания компании глазами разработчика приложений.

Началось всё с того, что Sun Microsystems сделала язык Java и приветствовала создания средств разработки сторонними производителями. Лидерство на этом рынке принадлежало JBuilder от компании Borland. Лично я использовал ещё Together от TogetherSoft, в котором делал рефакторинг rename на UML-диаграммах. JBuilder не умел делать rename, а в Together был совсем плохой редактор кода, но вместе они работали нормально, хотя и съедали всю память.

Когда я открыл IntelliJ IDEA, то увидел, что редактор кода лучше, чем в JBuilder, а для того, чтобы сделать rename, достаточно нажать на горячие клавиши. Потребность в UML-диаграммах пропала. Я закрыл JBuilder и закрыл Together. Очевидно, что MVP для IntelliJ IDEA — это rename в Together. Более того, в Together можно было работать с клавиатуры, без мышки, то есть интерфейсное решение тоже было сделано. Я ничего не знаю про взаимоотношения основателей JetBrains и руководства TogetherSoft, но подозреваю, что IntelliJ IDEA и rename в Together делали примерно одни и те же люди.

Я делаю акцент на rename, но нужно сказать, что идеологически выход IntelliJ IDEA был поддержан Мартином Фаулером и его книжкой Рефакторинг, так что нельзя говорить о каком-то случайном успехе. Но вот у компании Borland было очень много времени, чтобы заметить конкурента и принять меры для защиты своей доли рынка. У них было полно денег, чтобы усилить команду разработчиков и просто копировать новые фичи из IntelliJ IDEA. Они могли попробовать купить JetBrains на корню за фантастические по российским меркам деньги (возможно, я просто не знаю об этих попытках). Вместо этого Borland купил TogetherSoft в 2002 году за 185 миллионов долларов, а явная поддержка рефакторинга rename появилась в JBuilder спустя годы. Фактически, Borland просто ждал, пока его уничтожат.

Более достойным конкурентом был Eclipse, но, с моей точки зрения, ему всегда не хватало качества реализации. Опыт использования IntelliJ IDEA всегда был более позитивным, Eclipse не помогла даже бесплатность.

По М11 туда и обратно

На Новый год понадобилось поехать с семьёй в Москву и я решил опробовать платную трассу M11. В принципе, её можно проехать без остановок, но я таких подвигов не делаю. С двумя водителями можно хоть в ночь ехать, но у меня жена по трассе ездить не любит, а у младшей дочки ещё прав нет.

Мы выезжали после рабочего дня, поэтому остановились переночевать в Великом Новгороде. Очень любим этот город, но как промежуточная точка маршрута — не самый удачный выбор. Расстояние примерно тоже самое, но 200 с лишним километров по бесплатным дорогам с бесчисленными населёнными пунктами — это довольно неприятно. На обратном пути мы ночевали в Твери и оттуда в Питер ехали не сворачивая с трассы.

В Твери у М11 есть разрыв и там удобно остановиться переночевать или пообедать. К сожалению, на въезде в город есть риск попасть в пробку. Внезапно в Твери оказалась зона платной парковки и я предпочёл выехать из неё, чтобы не тратить время на разбирательство с незнакомым паркоматом. В итоге остановились примерно в километре от ресторана.

На последнем участке M11 перед Москвой есть несколько десятков километров без освещения и это несколько неожиданно. Я немного поездил и по московским дорогам и должен отметить, что вся транспортная система в столице — это просто другой уровень по сравнению с Питером. У нас просто нет развязок такого размера и таких трудностей с парковкой. К счастью, в новогодние каникулы мне удалось избежать местных пробок.

Для проезда по M11 лучше всего приобрести транспондер. Пользоваться довольно удобно, но деньги нужно класть заранее и проще положить с запасом, чтобы не тратить силы на выяснение точной стоимости проезда. Переход на камеры, которые считывают номера автомобилей и потом выставляют счёт вряд ли возможен в обозримом будущем, потому что в ненастную погоду слой налипшей грязи приходится откалывать с фасада. Заправки на трассе есть, но меньше, чем хотелось бы и нужно следить, хватит ли у вас бензина до ближайшей.

Удачи на дорогах!